В истории Советского союза 1930-е годы названы «время прожекторов» — как период с наибольшим количеством разработки масштабных проектов. Не обошла эта тенденция и военно-морской флот. Ведь именно тогда стали воплощать в жизнь идею по созданию боевых кораблей, аналогов которым по скорости хода и вооружению в мире не было. И главным судном грандиозной эпохи эсминцев в ВМФ СССР стал лидер «Минск». Вот только, несмотря на участие в Великой отечественной войне, сойтись в бою с флагманами других стран этому кораблю так и не удалось.
Лидер эсминцев с непростой историей. /Фото: warhead.su
Гражданская война в России катастрофическим образом сказалась на последующем состоянии военно-морского флота СССР. И хотя процесс его восстановления разрабатывался буквально с самого образования Советского государства, промышленность, которая была фактически в руинах, не могла удовлетворить столь грандиозные запросы.
Дело сдвинулось с мертвой точки лишь во второй половине 1920-х годов – была создана доктрина морской войны. Этот проект предусматривал упор в новом флоте на эсминцы и подводные лодки, а также катера. Между ними было распределено и вооружение – катера и подлодки должны были стать носителями торпед, а эсминцы планировалось снабдить мощной артиллерией.
Рождение ВМС СССР началось во второй половине 1920-х. /Фото: wikipedia.org
Разработка проектов эсминцев нового типа была начата в 1927 году. В процессе создания был увеличен калибр главного вооружения, а в качестве компонента последнего предусматривалось снабжать судна гидросамолетами. Планировалось строить такие корабли, которые могли бы вступать в бой с вражескими легкими крейсерами.
Первый проект нового эсминца «завернули» — проектировщикам было рекомендовано усилить вооружение и повысить скорость хода. В конце концов, проект лидеров эскадренных миноносцев представлял собой судно водоизмещением в 2100-2600 тонн. Вооружение составляет в общей сложности 9 артиллеристских орудий различного калибра, 8 торпедных и 20 глубинных труб. Гидросамолет, в конечном итоге был выведен проектировщиками из состава оружия.
Проект нового поколения кораблей советского флота. /Фото: alternathistory.com
В 1932 году было утверждено строительство первых трех судов для Черноморского и Балтийского флота (в дальнейшем они получат названия – «Москва», «Ленинград», «Харьков»). Вторая серия эсминцев была несколько видоизменена и получила новое название – проект 38. Здесь также было предписано заложить три корабля – «Баку», «Тбилиси» и «Минск». Последний стал лидером этой серии эсминцев; строительство началось в октябре 1934 года на судостроительном заводе им А.Жданова.
Ход строительства шел не без проблем, и чиновники уже начинали давить на разработчиков. Тогда было принято решение привлечь экипаж судна. В итоге, 9 мая 1935 года начались первые заводские испытания. В процессе выяснилось, что эсминец способен развивать меньшую скорость, чем планировалось. Были выявлены и другие недоработки – у корабля оказался непрочный корпус, на малом и среднем ходу качество управления снижалось.
Общий вид на завод им. А. Жданова (ныне — Северная верфь). /Фото: nordsy.spv.ru
Еще до сдачи лидера флоту с «Минском» произошел инцидент – судно сорвало с якорей и протаранило кормой крейсер «Киров». После разбирательств командир корабля капитан 3-го ранга А. Н. Петров был снят с должности. Несмотря на сложности, 10 ноября 1938 года эсминец «Минск» был введен в состав военно-морского флота СССР и начал службу с февраля 1939 года под командованием капитана 3-го ранга А. В. Волкова. В составе Балтийского флота лидер выполнял первые задачи, провел учебные стрельбы, результаты которых были весьма обнадеживающими.
Лидер Минск в море. /Фото: alternathistory.com
Несмотря на то, что эсминец находился в составе флота чуть более полугода, он стал одним из первых кораблей вступивших во Вторую мировую войну – первое боевое задание лидера было связано с операцией по присоединению восточной части Польши по плану секретного протокола Пакта о ненападении между СССР и Третьим рейхом. Тогда задачей «Минска», вместе с другим кораблем этой модификации «Ленинградом» и в сопровождении подлодок было выявить и вступить в бой с флотом противника. По пути проложенного курса ни одной единицы вражеского флота выявлено не было, и группа советских суден вернулась в место дислокации.
Другой пакт, о взаимопомощи, заключенный между Советским союзом и Эстонией «сменил» место базирования «Минска» на Таллин, но накануне войны с Финляндией лидер снова был возвращен в Кронштадт и приведен в боевую готовность. Корабль вошел в состав 2-го дивизиона эсминцев как часть отряда особого назначения.
Боевые задачи судна начались с секретного протокола Молотова- Риббентропа. /Фото: likbez.org.ua
Боевые задачи «Минск» теперь выполнял в Финском заливе. Первая – выявит место дислокации береговой батареи ВМС Финляндии на острове Кильписаари 6-7 декабря 1939 года. Операция не принесла успехов – три эсминца, в том числе лидер «Минск», обстреливали остров, чтобы найти огневые точки противника, но установить так ничего и не удалось.
На следующий день удача улыбнулась советской стороне – лидер во время операции по выявлению очередной финской батареи подвергся обстрелу, но повреждений не получил. Так военнослужащие ВМС СССР смогли выяснить примерное расположение огневой точки противника.
Суперэсминец в составе Балтийского флота СССР. /Фото: alternathistory.com
Балтийский флот Советского Союза прекратил выполнение боевых задач в Финском заливе в январе 1940 года из-за сильного обледенения последнего. А «Минск» уже летом участвовал в ряде учений и боевой подготовке в отряде легких сил флота. 18 июля того же года лидер, будучи уже в Риге, бросил якорь прямо перед президентским дворцом Латвии, чтобы показать ее руководству военное присутствие СССР. После эсминец отбыл на ремонт. Буквально за пять дней до нападения Третьего рейха на Советский Союз лидер был переведен на новую базу флота в Таллин.
Первоначально боевые действия не изменили планов службы «Минска» — он выполнял боевую задачу по расстановке минного заграждения по линии Ханко-Осмуссар. И все же с продвижением линии фронта все ближе к Таллину все боевые корабли этой военно-морской базы стали частью сухопутной обороны города. Часть экипажа эсминца вышли на берег для боя с немецкой армией, а оставшиеся моряки с лидера обстреливали батареи противника. Но вражеское наступление остановить не удавалось, и город уже держал оборону из последних сил.
Береговая батарея советских войск во время обороны Таллина. /Фото: history.doc.ru
Ситуация становилась безнадежной, и 26 августа командование советской армией дало разрешение на эвакуацию таллиннской военно-морской базы в Кронштадт. В состав отряда прикрытия транспортных судов оказался и лидер «Минск», на борту которого также был размещен резервный командный пункт Балтийского флота. Так начался знаменитый Таллиннский переход.
Карта Таллинского прорыва. /Фото: alternathisrory.com
Проблемы с переходом начались практически сразу: в начале советские войска по ошибке обстреляли свои же торпедные катера, которые собирались присоединиться к отряду. Но вскоре серьезной опасности подверглись все корабли, двигающиеся в Кронштадт. Причем главную угрозу для них несли не корабли противника, а его авиация и мины.
Таллинский переход печально известен огромными потерями советской стороны. /Фото: pravoslavie.ru
Через несколько часов «Минск» подорвался на мине. И хотя повреждений, которые бы привели к затоплению корабля, не оказалось, было серьезно повреждено навигационное оборудование. Тогда командование принимает решение взять лидер на буксир, однако выбранный для этого эсминец «Скорый» также наткнулся на мину и практически сразу ушел на дно.
В итоге серьезными усилиями и далеко не сразу, но «Минск» все же удалось переправить в Кронштадт, где он сразу был поставлен на ремонт в док. Через месяц, 23 сентября, лидер снова был в строю, однако он не пробыл там и суток. В тот же день немецкая авиация провела массированную бомбардировку кораблей, находящихся на стоянке в Кронштадте, в результате которой «Минск» был затоплен и сел на грунт — над водой было видно только трубы эсминца.
Затопленный суперэсминец. /Фото: alternathistory.com
Так как основные механизмы судна не были повреждены, командование приняло решение вернуть его в строй. Ремонт шел сложно и долго – только подготовительные работы заняли почти год. После этого планировалось доставить корабль на завод им. А. Жданова для завершения восстановительных работ, однако тогдашнее положение на фронте не позволяло это сделать.
В итоге корабль все же ввели в состав флота, и он перешёл в Ленинград, где и был закончен его ремонт. И хотя окончательно на вооружение эсминец встал еще в начале 1944 года, из-за высокой минной опасности в море до конца войны он больше не выходил.
Выборгская набережная — место, где лидер встретил конец войны. /Фото: fotokto.ru
После войны «Минск» вновь отвели на ремонт, после которого он вернулся в состав флота вплоть до 1951 года. После выведения из ВМС СССР корабль уже в качестве учебного судна передали Высшему военно-морскому инженерному училищу им. Ф. Э. Дзержинского. В 1953 году «Минск», который к тому времени уже числился несамоходным, переименовали в «Чорох», а еще через четыре года его переквалифицировали в плавучую мишень. Вскоре бывший лидер эсминцев был затоплен во время испытания крылатых ракет в акватории Финского залива.
Бывший лидер эсминцев а качестве учебного корабля. /Фото: alternathistory.com
Хочешь узнать, каким мегапроектом в авиации хотел поразить Советский союз противников Запада? Тогда читай: Межконтинентальный гигант в небе, или как СССР намеревался впечатлить Запад самолетом-крепостью
Источник: