Эксперты обеспокоены провалом плана по интеграции мигрантов с помощью экзаменов

Введение экзамена по русскому языку для мигрантов позволило организациям, устраивающим тестирование, заработать до 11,5 млрд рублей. Однако ожидаемой интеграции не произошло, считают эксперты Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), доклад которых есть в распоряжении РБК.

Исследователи провели массовый интернет-опрос с выборкой более чем 3 тыс. человек. В анализ вошли данные анкет 896 респондентов — это те опрошенные, которые ответили на все вопросы социологов. Кроме того, авторы доклада провели качественное исследование методами интервью и наблюдения в четырех регионах России.

Появление экзамена изменило систему институтов, задействованных в организации миграции. Инфраструктура выстраивается вокруг вузов и НИИ, которые государство наделило полномочиями по организации тестирования. Они, в свою очередь, отвечают за организацию локальных центров тестирования в регионах. Чтобы сдать экзамен, приезжий должен заплатить 4,9 тыс. рублей, если речь идет о патенте или разрешении на работу, или 5,3 тыс. рублей, чтобы получить разрешение на временное проживание или вид на жительство. 

К лету 2016 года, согласно отчету правительства, экзамен сдали почти 2,2 млн человек (более свежих данных нет). Они заплатили от 10,6 млрд до 11,5 млрд рублей. Кроме того, в некоторых регионах были введены дополнительные экзамены. Их стоимость отличается: в Москве это 700 рублей, в Нижегородской области — 2 тыс. рублей, а в Тамбовской и Рязанской областях — 2,9 тыс. рублей.

Вокруг процедуры сдачи экзаменов сформировалась система коммерческих посредников. Исследователи делят их на несколько типов. Первый — это частные лица со связями в центрах тестирования, которые за определенную сумму предлагают приезжим купить сертификат на настоящем бланке и с регистрацией в базе данных (респондент, который цитируется в докладе, сказал социологам, что такая услуга стоит 8—12 тыс. рублей). Посредники второго типа торгуют фальшивыми сертификатами и рассчитывают на доверчивость покупателей. Наконец, остальные посредники экзаменуют гастарбайтеров по доверенности от официального центра тестирования; в плату, которую они взимают с приезжих, входят госпошлина (ее они передают в официальные учреждения) и сверх нее — «комиссия» за посреднические услуги. Есть и коммерсанты, предлагающие услуги по «натаскиванию» на экзамен. После введения экзамена выросло число формальностей при легализации в России.

Часть гастарбайтеров это подталкивает искать пути обхода законных процедур (в том числе обращаться к посредникам), еще часть — переходить на нелегальную работу без патента или вовсе отказываться от работы в России.

Большинство тех, кто принимает участие в экзамене, в итоге благополучно его сдают (так, к июлю 2016 года из 2,2 млн мигрантов, пришедших на экзамен, чуть больше 2 млн человек прошли испытание). 36,6% это удается без подготовки с первого или второго раза, посчитали социологи. 28,7% получают сертификат после подготовки. 3,5% признались в фальсификации или покупке сертификата о знании языка. Около 13% гастарбайтеров работают без патента, а 11,5% мигрантов даже не пытались его получить.

Одной из целей введения экзамена было упрощение интеграции приезжих. что не было достигнуто, считают авторы доклада. Сам факт сдачи экзамена никак не облегчает адаптацию к российским реалиям, ее может облегчить только предшествующая тестированию учеба. Лишь 44% из тех, кто сдавал экзамен, так или иначе к нему готовились. Связи между фактом сдачи экзамена и повышением уровня языка аналитики не обнаружили. 

Источник: rosbalt.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Illness news
Добавить комментарий